Таинство Крещения
Крестные родители – восприемники
Восприемник (греч. анадехуменос – поручитель за должника) – человек, принимающий на себя обязанность наставлять крестника в духовной жизни, молиться о нем, следить за его воспитанием, учить благочестивой жизни, трудолюбию, кротости, воздержанию, любви и другим добродетелям. На крестного ложится и часть ответственности за поступки его крестника.
Святой Иоанн Златоуст в одной из своих Огласительных бесед пространно разъясняет значение восприемничества: «Если хотите, обратим слово и к восприемникам вашим, чтобы могли увидеть и они, какого удостоятся вознаграждения, если проявят о вас великое усердие, и напротив, какое им последует осуждение, если они впадут в беспечность. Подумай, возлюбленный, о тех, кто принял поручительство о деньгах, что они большей подвергаются опасности, чем должник, взявший деньги. Ибо если должник явится благоразумным, то поручителю облегчит бремя; если же станет неразумным, то ему большую опасность уготовит. Поэтому и некий мудрец наставляет, говоря: “если поручишься, заботься, как обязанный заплатить” (Сир. 8; 16). Если же принявшие поручительство о деньгах считают себя ответственными, то насколько же больше те, кто причастен к духовному, те, кто приняли поручительство о добродетели, должны проявить великую заботу, убеждая, советуя, исправляя, проявляя отеческую любовь. И пусть они не думают, что происходящее не имеет для них значения, но пусть узнают точно, что и они станут соучастниками славы, если своими наставлениями приведут наставляемых к пути добродетели; а если впадут в праздность, будет им многое осуждение».
Как уже отмечалось, необходимым считается только один восприемник – мужчина для крещаемого лица мужского пола или женщина для лица женского пола. Но, по укоренившейся в России с XV века традиции, восприемников бывает двое: мужчина и женщина.
Во все продолжение Таинства восприемники держат на руках своих крестных детей. После троекратного погружения младенца в купель восприемник (того же пола, что и младенец) должен вытереть тело ребенка чистой пеленкой или полотенцем. Кроме того, восприемник должен прочесть в соответствующий момент чинопоследования Таинства Символ веры и дать ответы на вопросы священника об отречении от сатаны и о сочетании со Христом.
Когда ребенок достигнет сознательного возраста, восприемник должен будет объяснять ему основы Православной веры, водить его к Причастию и заботиться о его нравственном состоянии.
Выбирая крестных для своих детей, родители должны руководствоваться прежде всего не соображениями их высокого социального или имущественного статуса, а уверенностью в том, что будущие крестные, сами являясь верными чадами Православной Церкви, смогут выполнить те обязанности, которые налагает на них институт восприемничества.
Кто не может быть восприемником (крестным)
По нормам Синодального периода Русской Церкви, «не могут быть восприемниками безумные, совершенно несведущие в вере, а также преступники, явные грешники и все вообще лица, низко упавшие в общественном мнении, по своему нравственному поведению… Не бывшие у исповеди и святого Причастии 5 10 лет, конечно, по нерадению, не могут дать воспринимаемым от купели руководства и назидания в своей жизни, что вменяется в обязанность восприемникам».
На сегодняшний момент выделяются несколько категорий людей, которые не могут быть восприемниками конкретного человека по ряду критериев. Это и определенная степень родства, и монашеские обеты, данные лицом, которому хотят предложить стать восприемником ребенка либо взрослого человека.
Не могут быть восприемниками (крестными) следующие лица.
- Монахи и монахини.
- Родители для собственных детей.
- Лица, состоящие между собой в браке (либо жених и невеста) не могут крестить одного младенца, ибо при духовном родстве супружеская жизнь недопустима. При этом супругам разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей, но разновременно.
- Неверующие.
- Некрещеные.
- Малолетние.
- Психически ненормальные (душевнобольные) люди.
- Лица, пришедшие в храм в нетрезвом виде.
В крайнем случае допускается Крещение и без восприемников, тогда сам священник считается крестным отцом. Отец и мать могут присутствовать на Крещении собственного ребенка. Но мать крещаемого может быть не допущена к участию в Таинстве, если над ней не прочитана молитва 40 го дня.
Обряды и молитвословия, предшествующие Крещению
Русская Церковь переживает уникальный момент своей истории. Сегодня, как и в древнехристианской Церкви, к Таинству Крещения прибегают взрослые, вполне сформировавшиеся личности. То Таинство, которое в течение нескольких последних столетий до трагедии начала XX века совершалось почти исключительно над младенцами, стало уделом и взрослых людей.
В связи с этим, по логике вещей, должен был быть восстановлен институт оглашенных (катехуменов), то есть лиц, сознательно готовящихся к вступлению в Церковь. Ведь в древней Церкви готовившиеся к принятию Крещения постепенно вводились в ее жизнь. Они в течение значительного периода времени, который составлял от 40 дней до трех лет, обучались истинам веры, читали Священное Писание, принимали участие в общих молитвах. Важным моментом было то, что епископ, к которому приходил желающий креститься, испытывал его нравственные качества и искренность желания стать христианином.
Понятно, что многое из этой практики первохристианской Церкви в современных условиях по разным причинам невыполнимо. Но катехизаторские беседы перед Крещением, чтение оглашенными Священного Писания, православной литературы соответствующего содержания, общие молитвы в храме не только доступны, но и должны быть обязательны. Таинство Крещения не должно профанироваться и превращаться в этнографический обряд, совершаемый с целями, не имеющими ничего общего с сутью христианства. Тем более что приготовительные обряды, имевшие существенное значение для ранней Церкви, не исчезли и не стали впоследствии «младенческими» (из за возраста приносимых ко Крещению), но до сего дня сохранили «взрослое» чинопоследование, всегда являвшееся неотъемлемой частью этого Таинства. Таким образом, приготовление к Таинству Крещения взрослого человека служит его сознательному вхождению в Православную Церковь.
Что касается Крещения младенцев, которых также по вере их родителей приносят в православный храм, то здесь нужно придерживаться многовековой практики Церкви. Она основывается на Канонических установлениях: уже упомянутого 124 го правила Карфагенского Собора и 84 го правила VI Вселенского Собора (680 г.), предписывающих не препятствовать Крещению младенцев. Отцы Церкви также оставили прямые указания на необходимость их Крещения: «У тебя есть младенец? – Не дай времени усилиться повреждению; пусть освящен будет в младенчестве и с юных ногтей посвящен Духу» (Св. Григорий Богослов. «Слово на Крещение»).
Молитвы в день рождения младенца
Этот обряд состоит в чтении священником трех молитв у постели матери в первый день по рождении младенца. В этих молитвах выражаются противоположные чувства. С одной стороны – это материнская радость: Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир (Ин. 16; 21). С другой – печаль об испорченности мира грехом. Зачатие – не грех, но сопутствующим и неизбежным его элементом является похоть. Поэтому рождение ребенка сопровождается скорбью, страданием и болью. Исцелить мать и ребенка может только освобождение от греха, и именно этого просит у Господа Его Церковь словами молитв, читаемых над постелью роженицы.
Молитва на наречение имени в восьмой день
Одним из первых священнодействий, совершаемых над новорожденным, является так называемое «назнамение», при котором священник осеняет младенца крестным знамением и читает молитву: «Господи Боже наш, Тебе молимся и Тебе просим, да знаменуется свет лица Твоего на рабе Твоем сем (и впервые произносится имя, нарекаемое младенцу) и да знаменуется Крест Единороднаго Сына Твоего в сердце и в помышлениях его, во еже бегати суеты мира, и от всякаго лукаваго навета вражия, последовати же повелением Твоим…».
Затем священник берет в свои руки младенца и, изображая им крест, читает тропарь Сретения Господня: «Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды – Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме! Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение». Чтение именно этого тропаря является напоминанием факта Священной истории, когда две тысячи лет тому назад в Иерусалимский Храм был принесен Богомладенец Иисус. В наше время этот обряд, как правило, соединяется с чином оглашения.
Лишь в том случае, если младенцу угрожает смертная опасность, обряд наречения имени опускается, а Крещение совершается по сокращенному чину. Во всех остальных случаях недопустимо сокращать этот обряд, ввиду его глубокого духовного смысла; ведь имя человека является свидетельством уникальности личности, которая появилась на свет. Ни до, ни после него не было и не будет такого человека. И его душа в очах Божьих дороже всего мира: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мф. 16; 26). И за этого еще крохотного и беззащитного человека, за его бессмертную и бесценную душу Господь по Своей воле был распят на Кресте.
Крещаемому, по устоявшейся в Церкви традиции, дается имя какого либо святого угодника, который становится, таким образом, его небесным покровителем. Имя подбирают по православному Месяцеслову так, чтобы день рождения младенца приходился либо на день памяти святого, либо немного позже. Хотя это правило не абсолютно и новорожденного можно назвать именем особо почитаемого в этой семье святого.
Если имя, данное родителями при гражданской регистрации новорожденного, отсутствует в православном Месяцеслове, то есть вероятность того, что его написание в данной местности просто не совпадает с православно канонической формой имени святого. Поэтому при Крещении имя, отсутствующее в Месяцеслове, не всегда необходимо менять. Делать это надо лишь в случае, когда соответствие с канонической формой имени отыскать не удается.
Важно знать и то, что по своему произношению гражданское и церковное имя часто несколько разнятся: Иван – Иоанн, Федор – Феодор, Сергей – Сергий, Алексей – Алексий. Приступая к Таинствам Исповеди и Причащения, православный должен называть свое церковное имя.
В случае, если не удается установить соответствующее гражданскому церковное имя, родители или сам крещаемый выбирают его из православного Месяцеслова (обычно близкое по звучанию к его собственному). Оно и будет его церковным именем. Давать при Крещении два или несколько имен, как этот делают в Католической Церкви, у нас не принято.
Есть твердо установившийся обычай не называть крещаемых мужского пола именем Иисус в честь Сына Божья, а женского пола – Мария, в честь Божьей Матери.